Аналитический отчёт «Оценка деятельности организаций в области социализации и воспитания любви к Родине»

В результате реализации проекта был осуществлён экспертный опрос представителей 35 организаций, в которых созданы Центры и отделы, направленные на деятельность по организации работы с молодежью, в области патриотического и гражданского воспитания. Отчёт подготовлен при поддержке и участии Максимовой Светланы Геннадьевны — заведующей кафедрой психологии коммуникаций и психотехнологий Алтайского государственного университета.,доктора социологических наук, профессора, руководителя научной школы «Социология социальных рисков и безопасности».
В исследовании представлены организации из 5 городов (Москва, Волгоград, Рязань, Тверь, Чебоксары) и 9 регионов Российской Федерации (Волгоградская область, Воронежская область, Московская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Ростовская область, Тюменская область, Брянская область), а также эксперты из Луганской Народной республики (таблица 1).
По типу организации, в которых свою деятельность осуществляют эксперты относятся к образовательным организациям высшего образования, в том числе филиалу российского вуза (48,3%); государственным общеобразовательным организациям (34,5%); центрам дополнительного образования и творчества (6,9%) (рисунок 1).
Список организаций, представители которых приняли участие в экспертном опросе:
- Ассоциация военно-патриотических клубов ДССААФ России
- Антикоррупционная служба РФ “Кобра” по Краснодарскому краю
- Брянский филиал РАНХиГС
- Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской федерации
- ГБУ НСО “Дом молодежи”
- Детско-юношеский центр им. В.Волошиной
- Институт наследия
- Институт общественного мнения “Калитас”
- Луганский национальный универитет им. Тараса Шевченко
- Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
- Международная славянская академия наук, образования, искусств и культуры
- московский политехнический университет
- Московский политехнический университет
- Московский Политехнический университет
- Московский университет МВД имени В.Я. Кикотя
- Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
- МОУ лицея №4 Красноармейского района Волгоград
- Общероссийское общественное движение “Народный фронт “За Россию””
- Региональное отделение Общеросскийской общественной молодежной патриотической организации “Наследие”
- РэУ им. Г.В. Плеханова
- ФГБОУ ВО Тюменский государственный институт культуры
- Южный федеральный университет
Таблица 1 – Регион реализации деятельности организации, представители которой приняли участие в экспертном опросе
Регион, реализации деятельности организации | Процент |
Волгоградская область | 2,9 |
Воронежская область | 2,9 |
г. Волгоград | 25,7 |
г. Москва | 25,7 |
г. Рязань | 2,9 |
г. Тверь | 5,7 |
г. Чебоксары | 2,9 |
Московская область | 5,7 |
Кемеровская область | 5,7 |
Краснодарский край | 5,7 |
Луганская Народная республика | 5,7 |
Новосибирская область | 2,9 |
Ростовская область | 2,9 |
Тюменская область | 2,9 |
Брянская область | 2,9 |
Рисунок 1 – Тип организации. в которой осуществляет свою деятельность эксперт
Деятельность в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи
Основные направления деятельности организации, в которой работают эксперты представлены следующими видами: «образовательная деятельность, обучение культуре, истории, социологии, организации работы с молодежью (79,3%); научно-исследовательская деятельность (44,8%); развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества детей и молодежи (24,1%); учебно-методическая деятельность, подготовка преподавателей в области истории и обществознания, повышение квалификации педагогов (24,1%); деятельность по организации досуга и воспитания детей, семейного воспитания (17,2%); информационная, аналитическая, консалтинговая деятельность (17,2%) (рисунок 2).
В процессе исследования выявлено, что на базе 10% организаций высшего образования и научных организаций существует научная школа по вопросам социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи (рисунок 3).
Организации, принявшие участие в исследовании активно ведут научную и исследовательскую деятельность, научные коллективы данных организаций реализовывали проекты, получившие поддержку в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, так отметим, что 47,8% организаций реализовывали проекты, выполняемые в рамках региональных и муниципальных программ; 13,0% организаций – проекты, выполняемые в рамках федеральных программ; по 8,7% организаций – выполняли проекты, поддержанные Министерством образования и науки, , поддержанные бизнес-сообществом, а также без финансовой поддержки. Кроме того, отметим, что 4,3% организаций реализовывали проекты РФФИ (Российского Фонда Фундаментальных исследований и также 4,3% организаций выполняли проекты, направленные на поддержку НКО (рисунок 4).
На базе 25% организаций, принявших участие в исследовании, выполнялись научные исследования в области патриотического и гражданского воспитания, которые впоследствии были представлены для защиты в виде кандидатских диссертаций (рисунок 5).
Эксперты обозначили темы диссертационных исследований, такие как:
- Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования;
- Становление гражданского общества в современной России: институциональный анализ;
- Становление гражданского общества в бюрократическом государстве;
- Молодежное самоуправление в условиях социально-политического реформирования современной России.
Рисунок 2 – Основные направления деятельности организации, в которой работает эксперт, %.
Рисунок 3 – Наличие базе организаций, принявших участие в исследовании, научной школы по вопросам социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, %.
Рисунок 4 – Проекты, получившие поддержку в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, и выполнявшиеся в организациях, принявших участие в исследовании, %.
Рисунок 5 – Диссертационные исследования по патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию (с 2001 по наст. время), выполненные на базе организаций, принявших участие в исследовании, %.
Сотрудничество и сетевые взаимодействия
Реализация направлений деятельности в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, требует активного сотрудничества и сетевого взаимодействия как на уровне отдельного региона, так и страны в целом.
В социологическом исследовании изучались вопросы, связанные с практиками взаимодействия на индивидуальном, организационном и институциональном уровнях. Выявлено, что большинство организаций, принявших участие в исследовании используют институциональные механизмы, т.е. к своей деятельности по патриотическому и гражданскому воспитанию детей и молодежи привлекают федеральные органы государственной власти (44,8%) и региональные органы государственной власти (51,7%). Активно организации используют и горизонтальные сетевые связи, так 48,3% организаций взаимодействуют с образовательными организациями высшего образования, в том числе филиалами российских вузов; 34,5% организаций взаимодействуют с общеобразовательными учреждениями и учреждениями профессионального образования (школами, ссузами);
10,3% – с детскими центрами дополнительного образования, воспитания и творчества для молодежи;
6,9% – с религиозными организациями;
3,4% организаций взаимодействуют с учебно-методическими, ресурсными центрами (рисунок 6).
Использование ресурсов сетевого взаимодействия организаций патриотической направленности зависит и от представленности данных организаций в социальных сетях, так 44% организаций имеют свои страничке ВКонтакте, 32% – в Фейсбуке, 12% – в Одноклассниках, 16% – в Инстаграмме, 8% – в Твитерре, по 4% – в Google+, WhatsUpp, Skype, Telegram (рисунок 7).
Использование разнообразных институциональных и сетевых механизмов взаимодействия организаций свидетельствует об эффективности распространения знаний и формирование патриотических установок в молодежной среде, приводит к становлению гражданственности в современной России.
Рисунок 6 – Типы организаций, с которыми взаимодействует Ваша организация по вопросам, связанным с гражданским и патриотическим воспитанием.
Рисунок 7 – Представленность организаций в социальных сетях в Интернете, %.
Рисунок 8 – Является ли Ваша организация членом какого-либо союза, ассоциации или любой другой сетевой организации, занимающейся вопросами гражданского и патриотического воспитания?
Одновременно выяснялся вопрос о членстве организации в каком-либо союзе, ассоциации или любой другой сетевой организации, занимающейся вопросами гражданского и патриотического воспитания. 48% организаций входят в состав таких структур (рисунок 8).
Эксперты обозначили ассоциации, объединяющие гражданских активистов в области развития и формирования патриотических чувств у молодежи, а именно:
- Ассоциация научных школ и исследователей патриотического воспитания;
- Евразийская Ассоциация университетов;
- Наследники победы;
- Юнармия – всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение.
Эксперты обозначили преимущества вхождение в такого рода союзы и ассоциации, они связывают их в большинстве случаев с информационным обменом (81,3%), также профессиональными консультациями, повышением квалификации (48,3%), с оказанием ресурсной помощи (помещение, оргтехника, и т.д.) (18,8%), с совместной реализацией проектов, мероприятий (18,8%), с оказанием методической поддержки (6,3%) (рисунок 9).
Эксперты отметили, что они лично включены в сетевые сообщества патриотической направленности, а именно в профессиональные сообщества преподавателей (47,4%), в сообщества любителей русской культуры, русской литературы, России (15,8%), досуговые сообщества (клубы по интересам) (15,8%), сообщества политической направленности (5,3%) (рисунок 10).
Рисунок 9 – Преимущества организации от включения в сетевые организации, %.
Рисунок 10 – Включенность экспертов в сетевые сообщества патриотической направленности, %.
Информационная открытость
Информационная открытость организации оказывает влияние на эффективность ее деятельности в области патриотического и гражданского воспитания молодежи. В исследовании рассматривались вопросы о размещении информации о деятельности организации и какого типа информация предоставляется для открытого использования.
Выявлено, что чаще всего организация размещает информацию о своей деятельности в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи на постоянно обновляемом сайте организации в интернете (86,2%), в информационных материалах (брошюры, буклеты, листовки и т.д.) (37,9%), в печатных газетах и журналах (34,5%), в социальных сетях (группах), блогах (27,6%), на Интернет-конференциях, форумах (24,1%). Реже информация организациями выставляется новостных сайтах (информационных агентствах) (13,8%), представляется в передачах на телевидении (17,2%), в передачах на радиостанциях (6,9%), в видеовещание/видеороликах на популярных видеохостингах (YouTube) (3,4%) (рисунок 11).
Рисунок 11 – Источники, в которых организация размещает информацию о своей деятельности в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, %.
Рисунок 12 – Тип информации, которую публикует организация (в любых открытых источниках – традиционных СМИ, Интернете, социальных сетях), %.
Тип информации, которую публикует организация, касается в большинстве случаев общих сведений о деятельности организации (90,9%), далее информации о проведении публичных мероприятий (выставки, праздничные мероприятия, встречи с публичными людьми и т.д.) (59,1%), информации о международном сотрудничестве организации (40,9%), методические материалы для преподавателей (40,9%).
Реже публикуется информация о научных исследованиях, аналитика, статистические, этнографические данные (27,3%), обучающие материалы, видео по гражданскому и патриотическому воспитанию (22,7%), новости культурной политики России, общественной дипломатии (18,2%), монографии по патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию (13,6%), информация о целевых программах, возможностях получения финансовой поддержки (9,1%) (рисунок 12).
В целом по результатам исследования можно сделать вывод об информационной открытости организаций, осуществляющих свою деятельность в области социализации, молодежной политики, гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, что способствует активному распространению знаний патриотической направленности и способствует формированию гражданственности и патриотизма у молодежи.
Аналитический отчёт выполнен в рамках проекта «Актуальность патриотизма в парадигме воспитания. Стратегическая сессия и онлайн-школа» (Президентский грант ДГП №19-1-014891), реализуемого Ассоциацией научных школ и исследователей патриотического и гражданского воспитания.